Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Тюрин-Авинский В.И., Семенова Т.В. НОУМЕНАЛЬНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СИНХРОНИСТИЧНОСТИ // Креативная экономика и социальные инновации. Выпуск 4, № 3(8), 2014. С 79-95

Статья в журнале.

Скачать в формате PDF.

 

 В статье на основании анализа идей К.Г.Юнга и современных теорий сознания сопоставляются два понятия: синхронистичность и ноуменальность. Под синхронистичностью понимается смысловое совпадение событий; под ноуменальностью – личностное свойство человека, степень  его «самоотрегулированности», т.е. интуитивной подстройки к миру и другим людям. Если синхронистичность– это принцип устройства мира (механизм событийности), то ноуменальность – свойство человека, его особенность, акцентуация, отличающая его от людей другого (возможно, противоположного) типа. Человек с повышенной ноуменальностью «альфа-метричен», то есть интуитивно чувствует нужную ему и созвучную с другими периодичность и мерность бытия. Обсуждаются возможности нового измерительного инструментария для диагностики ноуменальности человека как проявления синхронистичности мира.

Ключевые слова: психология сознания, синхронистичность, ноуменальность, смысловое совпадение событий, «альфа-метрика», диагностика.

NOUMENALNOST AS SINKHRONISTICHNOST MANIFESTATION

 

© 2014 V.I. Tyurin-Avinsky, T.V. Semenova (Samara)

 

    In article on the basis of the analysis of ideas of K.G.Yunga and modern theories of consciousness two concepts are compared:  sinkhronistichnost and noumenalnost.  The sinkhronistichnost is understood as semantic coincidence of events;  under a noumenalnost – personal property of the person, degree of his "samootregulirovannost", i.e. intuitive fine tuning to the world and other people.  If sinkhronistichnost-it is the principle of a peace arrangement (the sobytiynost mechanism), a noumenalnost – property of the person, his feature, an aktsentuation distinguishing it from people of another (probably, opposite) type.  The person with the raised noumenalnost "alpha-метричен", that is intuitively feels necessary to him and conformable frequency with others and regularity of life.  Possibilities of new measuring tools for diagnostics of a noumenalnost of the person as manifestations of a sinkhronistichnost of the world are discussed.

 

Keywords: consciousness psychology, sinkhronistichnost, noumenalnost, understood as semantic coincidence of events, "alpha-metrika", diagnostic

 

 

К.Г.Юнг одну из своих работ посвятил принципу синхронистичности [Юнг 1997].  Он обратил внимание на то, что связь между событиями при определенных обстоятельствах имеет отличный от причинного характер и требует другого принципа объяснения. Современные воззрения на природу сознания и попытки собрать знания о сознании в виде различных теорий [Сознание 2010], позволяют проанализировать синхронистичность с точки зрения одного из феноменов сознания.  Для сравнения идей Юнга с современными взглядами воспользуемся относительно более новым термином – ноуменальность, введенным В.И.Тюриным-Авинским  и используемым нами для объяснения некоторых психологических явлений  [Авинский 2002; Семенова 2011; Тюрин-Авинский 2010, 2011; Тюрин-Авинский, Семенова (Иванова) 1999, 2002, 2003]. 

По Юнгу, «научный взгляд на мир» сводится к объяснению часто повторяющихся явлений, в его поле не попадают «уникальные», редкие явления, зафиксированные в виде индивидуальных описаний. Однако современная феноменология позволяет считать научными и такие факты, которые проявились и были зафиксированы лишь единожды. Как правило, они имеют субъективный характер. Редкие события невозможно изучать эмпирическим путем, однако и они вполне могут быть достоверными, только необходимо найти объяснительную логику их происхождения. Юнг искал объяснительный принцип много лет и нашел его в явлении синхронистичности. Он изучал природу и саму идею случайности, или «совпадения» событий. В связи с этим предполагал, что должны иметь место случаи, в которых не прослеживается никакая причинно-следственная связь между совпадающими событиями. (Пример Юнга: номер трамвайного билета идентичен номеру купленного в тот же день билета в театр и номеру телефона, который ему сообщили в тот же вечер).

По мнению Юнга, хотя «цепочки» случайных событий не являются результатом общей причины, они, тем не менее, являются выражением инертности – одного из свойств постоянства. Группы и серии случайностей находятся в пределах вероятного. Все это привело Юнга к мысли о  смысловом совпадении, то есть о связи иного, не причинно-следственного свойства. Он предполагал, что события находятся с одной стороны в причинно-следственной связи, а с другой – в смысловой перекрестной связи (субъективной, которая существует только для ощущающего ее индивида). Это могут быть, например, сновидения. Одно и то же событие, хотя и является звеном двух абсолютно разных цепей, тем не менее, подчиняется и тому, и другому типу, так что судьба одного индивида неизменно соответствует судьбе другого. Понимание этого может быть признано, по мнению Юнга, возможным только на основании убежденности в существовании заранее установленной удивительной гармонии. Он вспомнил гипотезу китайских мудрецов древности (12 век) о единстве природы, пытаясь объяснить одновременность протекания психического состояния и физического процесса, как эквивалентность смысла. Как в психическом состоянии, так и в физическом процессе, выражается одна и та же настоящая реальность, внутреннее состояние может быть представлено, как внешнее, и наоборот.

Эта идея созвучна с современными идеями В.Ф.Петренко, автора теории семантических полей [Петренко 2010], который убежден, что  событие, произошедшее в одной части вселенной, может повлиять на происходящее в другой ее части (одновременный синхронный отклик). По его мнению, жизнь – это не нагромождение случайных событий в мире хаоса. Обладая волей и сознанием, человек сам во многом конструирует свое жизненное пространство, выбирая друзей и врагов, профессию и место жительства, круг интересов и форм самоорганизации, область духовных интересов и веры. Каждый выбор в точке бифуркации или жизненного пути изменяет наше жизненное пространство и ведет к тому, что судьба (Бог) предлагает нам новые потенциальные возможности. По мнению Петренко, сознание, осуществляя выбор, способно создавать цепочки маловероятных событий, ведущих к результатам. Сознание выступает как функциональный орган свободы и творчества. Творческий процесс возможен только при достаточно высоких энергетических уровнях сознания.  Петренко говорит о психологической энергии, которая наполняет реальность смыслом, отношением и переживанием. По его мнению, есть люди, обладающие высоким потенциалом энергии, а есть такие, которые обладают высокой 

чувствительностью к экстраординарным событиям. Некоторые люди сгущают вероятность несчастных случаев, анализ таких совпадений может выявить механизмы их синхронистичности. Петренко высказывает предположение, что сознание как качество, присущее всем живым существам, может быть рассмотрено как имеющее космическое происхождение, оно может выступать «камертоном» Вселенной, эволюционируя в земных условиях к уровню связанного с языком человеческого сознания. Он считает, что если верна гипотеза предсуществования сознания, то «братьев по разуму» можно искать не только с помощью телескопов, но и внутри себя, медитируя, направляя мысленный взгляд вглубь собственного сознания, обращаясь к архетипам коллективного, а может быть и космического, бессознательного.

В.И.Тюрин-Авинский предлагает принцип измерения «Миро-Здания» [Тюрин-Авинский 2010]. По его мнению, человек несет в себе параметры многомерного «Миро-Здания». Он, как и все вокруг, живет в этой многомерности. В силу достигнутого пока уровня эволюционного развития, осознанно воспринимает лишь трех-мерный мир в потоке времени. Только завершив биологическую эволюцию и вступив в фазу психической эволюции, научившись достигать состояний нирваны, Будды, паранирваны и еще более высоких внемысленных состояний, человек сможет ощутить многомерность Универсума. И, может быть, тогда станет ясно, какова же мерность «Миро-Здания»: одиннадцати, 22-х, 44-х, 88-ми или в общем виде N*11-ти мерная.

Несмотря на множество теорий (в том числе и теорий сознания), глубинная «причина» природы, ее движущие силы остаются не вскрытыми. Тюрин-Авинский вслед за американским физиком Р.Фейнманом, ищет (и находит!) закон «внутренней структуры нашего мира». По мнению Тюрина-Авинского, если такой закон существует, то подходы к нему следует искать в структурно-морфологических и метрических свойствах микро- и макромира. Главная задача состоит в том, чтобы найти ключевой фактор, обеспечивающий устойчивость и взаимосвязь микромира, молекул человека, его ментальной деятельности в многомерном пространстве. С целью поиска такого ключевого фактора предпринят оригинальный анализ: геометрического строения видимых форм известных и доступных объектов – числовых рядов и главных количественных параметров, характеризующих различные стороны природы, человека и результатов его деятельности; современных представлений о многомерности пространства-времени; элементов экономики, культуры, здоровья и др. [Тюрин-Авинский 2010].

В результате исследований удалось открыть ранее неизвестную закономер­ность, в соответствии с которой в основе мироздания лежит универсальная фундаментальная константа «11» и эквивалентный ей критический угол альфа. Есть предпосылки утверждать, что оптимальная организация и динамическое равновесие, динамическая устойчивость систем обеспечиваются альфа-мет­рикой и каркасными альфа-пентаструктурами напряжений. Новая закономер­ность описывается простой зависимостью а = п • 11 (где п - целое число). Она означает, что главный параметр оптимально организованной системы всегда кратен фундаментальной константе 11. Применительно к человеку и к систе­мам его жизнеобеспечения справедливо утверждение, что сразу несколько их главных параметров кратны 11. Соответственно, и размерность Мироздания независимо от той или иной «Теории Всего» постулируется как N11 D.

Вводятся следующие понятия:

- альфа-метричная величина, то есть равная или кратная 11αm = п .11;

- альфа-граничная величина близкая к альфа-метричной. Обозначается α*m ~ п .11 (отклонение не более ±2);

- альфа-пакет, то есть сумма однородных, или близких по смыслу вещей, понятий, равная или кратная числу 11. Обозначается αp = a+b+...+q = п .11;

- альфа-каскад, то есть разность однородных, или близких по смыслу ве­щей, понятий, равная или кратная числу 11. Обозначается αc = a-b = п .11.

        Каркасные альфа-пентаструктуры могут быть: двухмерными, они моде­лируются сеткой хорд n-порядка в круговой альфа-пентаграмме; трехмерны­ми, они моделируются пентоидом и сферопентоидом Авинского; допускает­ся существование и n-мерных альфа-пентаструктур. Это не доминирование единственного числа 11. Это гармоническая со­вокупность количественных параметров (альфа-матрица), порожденных процедурой квантования мировой константы 11. Альфа-матрица состоит из четырех альфа-последовательностей с ведущими модулями 2, 3, 5, 7. В каж­дой последовательности - три разряда значимости: собственно альфа-ряд, выражающий принцип симметрии; ортогональный ряд, выражающий при­нцип удвоения или сложения; «тригональный ряд», выражающий принцип троичности. Соответственно, 1й, 2й и 3й разряды выражают главные, второ­степенные и прочие параметры системы. Данные свойства альфа-метрики более рельефно выражены в ее «градусном» варианте (Табл.1).

Таблица 1. Альфа-матрица «градусная»: 1/11 =32,72°...

Разряды значимости

1-й,

альфа-ряд

Главные

параметры системы

 

2-й,

ортогональный ряд

Вторичные

параметры системы

3-й,

тригональный ряд

Третичные

параметры системы

I

11

32

72

II

22

16

36

III

44

08

18

IV

88

04

09

V

176

02

045

VI

352

01

0225

VII

704

00

01125

 

Подобно тому, как в ядерной физике культивируется понятие магических чисел (2, 8, (14), 20, (28), 50, 82 и 126), константа 11 и ее производные 22, 44 и 88 можно назвать супермагическими числами. Из альфа-матри­цы следует, что названные физические магические числа, а также «золотое сечение» являются лишь вторичными или третичными показателями систе­мы. Ведущими показателями оптимально организованной системы являются альфа-метричные значения «п .11».

Число 11 имеет глубокий математический смысл и вытекает из теории супергравитации, в которой четырехмерный пространственно-временной континуум требует еще семи пространственных измерений для объединения электромагнитного, сильного и слабого взаимодействий. В совокупности 4+7 образуют 11-мерную Вселенную, как наиболее эко­номичную и устойчивую. Константу 11 можно рассматривать как суперпозицию единицы. Единица и производная от нее величина 11 наиболее экономична в информационно-энергетическом отношении. По-видимому, мир состоит из вложенных друг в друга 2х, 3х и n-мерных элементов пентаструктур напряжений. Они, в конеч­ном итоге, и задают форму и метрику всех объектов и явлений.

Альфа-метрика и каркасные альфа-пентаструктуры предопределяют оптимальную организацию и динамическую устойчивость природы, челове­ка, социосферы, культуры, техники.

Пытаясь найти измерение «гармонии» мира, вернемся к фундаментальным теоретическим и эмпирическим исследованиям Юнга. По сведениям из его работы [Юнг 1997],  точное доказательство (с адекватным научным обоснованием) существования непричинных комбинаций событий было обнаружено только очень недавно (эксперимент с угадыванием карт Дж.Б.Рейна). Было зафиксировано, что расстояние не имеет никакого значения, что говорит о том, что исследуемое явление не может быть феноменом силы или энергии. Юнг предполагал, что в психическом смысле расстояние переменно и в определенных условиях посредством соответствующего психического состояния может быть сведено до практически незаметной точки. И время не является помехой, то есть предсказание, как именно колода будет перетасована в будущем, дает результат выше вероятного. Результаты описанных Юнгом экспериментов указывают на психическую относительность времени, поскольку эксперимент был посвящен восприятию событий, которые еще не произошли. Фактор времени был устранен той же психической функцией (состоянием), которая способна отменить действие фактора расстояния. Среди экспериментов Рейна Юнг особо отмечает эксперименты с игральными костями. Кости бросала машина, а перед «объектом» стояла задача одновременно с этим интенсивно желать, чтобы какое-то число выпадало как можно чаще. Психокинетический эксперимент дал положительные результаты. Общим для всех этих экспериментов, по версии Юнга, является тот факт, что число точных попаданий имеет тенденцию к уменьшению после первой серии экспериментов, а потом результаты становятся отрицательными. Но если по какой-то внешней или внутренней причине заинтересованность «объекта» вновь увеличивается, то результаты улучшаются. Отсутствие интереса и скука являются отрицательными факторами.

Эти идеи пересекаются с современными предположениями В.Е.Клочко [Клочко 2005], который выделяет семь уровней сознания человека, понимая процесс смены уровня как процесс смены мерностей мира человека. Животные живут в четырехмерном мире (трехмерное пространство и время), человек – в пятимерном (язык и система значений), смыслы делают мир человека шестимерным, ценности – семимерным. Ценности трансформируются человеком, превращаются в пространство жизни. Это обеспечивает устойчивость мира человека (не личностные смыслы, которые ситуативны, а ценности!).

В этой связи можно привести пример из анализируемой работы Юнга: известный английский медиум Эйлин Дж.Гаррет показала плохие результаты в экспериментах Рейна, потому что не могла вызвать у себя какие-либо чувства по отношению к бездушным тестовым картам.

По Юнгу, о причине и следствии одновременно происходящих явлений речи быть не может. Это вопрос совместного вхождения во время, вопрос некоего вида одновременности – синхронистичности. Юнг рассматривал синхронистичность как психически обусловленную относительность пространства и времени. Определенные феномены одновременности или синхронистичности связаны с архетипами. Из-за ограничений, которые налагает на сознание эмоция, происходит соответствующее ослабление ориентации, которое создает бессознательному благоприятные условия для проникновения в опустевшее пространство. Юнг приводит множество примеров из многолетних личных наблюдений, когда он обнаруживал совпадения, настолько многозначительно связанные, что они явно были смысловыми (насекомое залетело в окно в тот момент, когда пациентка рассказывала о сне, связанном с этим насекомым; стая птиц на крыше дома, где умирал родственник и др.). Смысловые совпадения Юнг отличал от бессмысленных «случайностей», они имеют архетипическую основу. Эмоциональный фактор играет важную роль, а эмоциональность в значительной степени основана и на инстинктах, аспектом которых является архетип. Пациентка, которой приснился жук, была в ситуации «невозможного», ее лечение зашло в тупик, именно в таких ситуациях, по наблюдениям Юнга, и проявляет себя архетип. Сразу же под внешней оболочкой даже наиболее трезво мыслящих индивидов таится  примитивная суеверность и именно те, кто наиболее отчаянно сражается с ней, первыми поддаются ее гипнотическому влиянию.  Во всех событиях в той или иной форме присутствуют эмоциональные ожидания.

Синхронистичность (смысловое совпадение событий) Юнг отличает от синхронности (одновременность протекания двух событий). Пример Юнга: один его знакомый увидел во сне смерть друга. На следующий день пришла телеграмма о его смерти, а через десять дней – письмо с подробностями смерти. Выяснилось, что смерть наступила за час до сновидения. Сновидение не было синхронно смерти. Ощущения такого рода, по наблюдениям Юнга, случаются либо чуть до, либо чуть после самого события. По его мнению, синхронистические события покоятся на одновременном существовании двух разных психических состояний. Одно из них - нормальное, вероятное состояние, а другое – критическое, никак не связано с первым. Критическое состояние нельзя назвать  экстрасенсорным восприятием, оно может быть названо таковым только впоследствии. Если речь идет о будущих событиях, то они явно не синхронные, а синхронистичные (смысловые). По мнению Юнга, синхронистичность состоит из двух факторов: 1) образ, находящийся в бессознательном, приникает в сознание либо непосредственно, либо косвенно, в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа; 2) объективная ситуация совпадает с этим содержимым.

Каким образом возникает совпадение? Возможно ли изобрести метод, с помощью которого можно было бы продемонстрировать существование синхронистичности? Какова ее природа? Этими вопросами был обеспокоен Юнг. Он был уверен, что опираться надо на иррациональные функции сознания, то есть на чувства и интуицию. Одна из идей, заимствованных им из китайской «Книги Перемен» - это «оценка ситуации целиком». Метод исследования должен устанавливать как можно меньше правил, давая Природе возможность отвечать в полную силу на поставленный в эксперименте вопрос.  Поиск интуитивного метода привел Юнга к астрологии. Он эмпирически исследовал соединяющие двух людей узы брака, анализируя даты рождения, «священные» числа и числа, имеющие особое значение, предполагая архетипическую основу чисел. Он подчеркивал, что числовые структуры не только выражают порядок, они создают его. Числа были обнаружены или открыты человеком, поэтому они являются автономными существами и представляют собой нечто большее, чем просто количества. Числа существовали до возникновения сознания, они, скорее всего, обусловливают сознание, а не сознание обусловливает их. Юнг был уверен, что определенные числа и комбинации чисел не только связаны с определенными архетипами и оказывают на них воздействие, но и сами подвергаются воздействию со стороны архетипов. Юнг проанализировал 300 брачных пар и нашел множество удивительных совпадений.

Нам пришла идея попытаться изобрести метод (возможно, для начала – способ, прием), с помощью которого можно диагностировать у людей способность к  интуитивной чувствительности синхронистичности мира. Мы предполагаем, что эта способность у некоторых людей становится личностной чертой, то есть, проявляется часто, во всем, при любых обстоятельствах. Эту способность (особенность) мы назвали «ноуменальностью» (возможно, это что-то подобное «музыкальному слуху»). Поиск интуитивного метода привел нас не к астрологии, как Юнга, а к «альфа-метрике». Удивительные совпадения, на которые обращает внимание «альфа-метрика», основаны на повторяющихся закономерностях, выраженных в числах (периоды, размеры, отношения, константы и пр.), они найдены буквально во всех сферах бытия и подчиняются единой «метрике» -  числовым структурам, выражающим общий порядок. Но астрология, на наш взгляд, - не лучший вариант для столь глобальных обобщений. Юнг заставил нас обратить наше внимание на архетипы чисел, а мы, вслед за ним, предлагаем использовать другой, отличный от астрологии, принцип, «ключ» к расшифровке упорядочивания. Идея заключается в том, чтобы предложить людям какое-то простое интуитивное действие, в котором эта «всеобщая метрика» (на наш взгляд, более удачная - «альфа-метрика») себя проявила. Собственно метод может быть назван «методом, основанным на использовании числовых закономерностей», виды «метрики», положенные в его основу, могут варьировать в зависимости от цели, задачи, масштабов исследования. В каких-то пределах возможного, не исключена и астрология. Наша исследовательская задача состоит в том, чтобы   предложить методику (последовательность действий), основанную на «измерении углов». Сначала их нужно нарисовать, а затем – углы углами и измерить. Такой вариант новой, но уже неоднократно  апробированной методики, мы и предлагаем к использованию и обсуждению.

 

Тест Авинского Ноуменальных Явлений «ТАНЯ»

(описание)

Авторы: В.И. Тюрин-Авинский и Т.В.Семенова (Иванова).

Тест предназначен для диагностики ноуменальности как личностного свойства человека. Возрастных ограничений нет.

Под ноуменальностью понимается «степень самоуправляемости» («самоотрегулированности», интуитивной подстройки к метричности многомерного мира, «синхронистичности» и т.п.) того или иного человека. Если синхронистичность (термин К.Г.Юнга) – это принцип устройства мира (механизм событийности, обеспечивающий смысловое совпадение событий), то ноуменальность – свойство человека, его особенность, акцентуация, отличающая его от людей другого (возможно, противоположного) типа. Предполагается, что ноуменальные люди – более развиты, они осознано и неосознано присматриваются, прислушиваются и т.п. к миру, подстраиваются к нему, к людям, к самим себе, «консолидируются» (термин, предложенный  Г.В.Акоповым [Сознание 2010]) друг с другом, интуитивно ощущают метричность мироздания, «альфа-метрику» (термин, предложенный В.И.Тюриным-Авинским), осознанно и неосознанно ищут и находят принципы, совместимые с принципом альфа-метричности, что помогает им быть более здоровыми, благополучными и успешными. Ноуменальность – не феномен, не особая характеристика, описывающая особых людей. Потенциально «ноуменальны» все, но кто-то в этом особенно успешен и таких людей можно назвать «ноуменально одаренными».

Ноуменальный че­ловек - это человек, наиболее адекватно «встроенный» в окружающий мир. Поскольку альфа-метрика - это общий принцип, распространяющийся и на область психического, человек с повышенной ноуменальностью «альфа-метричен», то есть интуитивно чувствует нужную ему и созвучную с другими «метричностъ» (значимую периодичность и мерность). Во всем, что он делает, законы альфа-метрики проявляются более «вы­пукло», чем у другого, менее ноуменального человека. Конечно, не каждый шаг человека «альфа-метричен»; человек - не робот, не прибор, собранный по чертежам, где все размеры соотнесены с «альфа-метричными» углами и рас­стояниями. Но «альфа-метричность» проявляется в наиболее значимых для человека и человечества событиях, фактах и явлениях. Значит, есть смысл присмотреться к наиболее успешным (ноуменальным) людям и найти в них или вокруг них (в их поступках, продуктах их деятельности, в периодичности их состояний и т.д.) признаки «альфа-метричности», чтобы затем использо­вать идею для диагностики ноуменальности как обратной взаимосвязи: люди, интуитивно чувствующие законы альфа-метрики («альфа-метричные» люди) - наиболее ноуменальны. В силу этой идеи было предложено заняться геомет­рией, и измерить «интуитивную метричность» испытуемых углом «альфа».

Для практических измерений применяется «Альфа-роза», в которой за единицу угловой величины принимается не градус, а фиксированная доля окружности: 1/22, 2/22, 3/22. В качестве угловой единицы принята 1/22 доля, названная «углом альфа». Удобно применять «Альфа-розу» на прозрачной пленке формата А4, вло­женную в прозрачный файл. «Альфа-роза» накладывается на обмеряемую фигуру, центр «Альфа-розы» совмещается с любой вершиной, а любой ее луч с одной из сторон треугольника (Рис.1).

Рис.1. Альфа-роза Авинского, предназначенная для измерения альфа-метричных углов.

 

В данном случае предположение может быть сформулировано следую­щим образом: если попросить людей нарисовать треугольники произволь­ного размера и формы, то более ноуменальные люди нарисуют наибольшее количество «альфа-метричных» углов, чем люди менее ноуменальные. Пре­имущество именно треугольников перед отдельными углами заключается в том, что треугольники представляют собой простейшие «завершенные гештальты» - замкнутые геометрические фигуры с углами, которые доступны для измерения. Люди с развитой ноуменальностью, предположительно, неосознанно предпочитают «завершенные гештальты», как лучшие структуры по сравнению с «незавершенными», и способны к завершению гештальтов наилучшим образом (доводят дело до конца, достигают наилучших результатов, выбирают  лучший вариант, принимают более правильное решение и т.д.), а значит, и нарисовать должны «лучшие» («альфа-метричные») треугольники!

В качестве примера проявления интуитивной чувствительности к «альфа-метричности» окружающего мира можно привести основные закономернос­ти, найденные при анализе творчества А.С.Пушкина, с позиции излагаемой концепции - человека с необычной, ярко выраженной ноуменальностью [Авинский 2002].

Тест Авинского Ноуменальных Явлений «ТАНЯ»

Инструкция

Пол_____   Возраст_______ Род занятий_____________________________      Дата_______

 

1.Оцените свои «психологические параметры», пользуясь шкалой «от нуля до 10 баллов»:

Самочувствие____. Настроение____. Работоспособность_____. Самоорганизация____. Саморегуляция ____. Самооценка____.

2. Нарисуйте пять треугольников. Старайтесь рисовать аккуратно, с прямыми линиями сторон, «от руки», не используя линейку.

 

 

Обработка результатов

  1. Анализируется бально-рейтинговая иерархия субъективно определяемых параметров (самочувствие, настроение, работоспособность, самоорганизация, саморегуляция, самооценка).
  2. С помощью альфа-розы Авинского, выполненной на прозрачной кальке (Рис.1), измеряются 15 углов в 5 треугольниках (Рис.2). Затем вычисляется коэфициент ноуменальности респондента КН как отношение количества «альфа-метричных» углов к общему количеству нарисованных им  углов.
  3. Определяется  уровень  ноуменальности человека: низкий (0 ≤ КН ≤ 0.4); средний (0.4  < КН < 0.8); высокий (0.8≤ КН ≤ 1).
  4. Анализируется связь  ноуменальности с каждым  психологическим параметром личности, определяется влияние каждого параметра на ощущение общего благополучия и успешности. Чем позитивнее  оценивает себя человек по большинству  параметров, тем, как правило, он более  ноуменален.

 

 

Следует отметить, что «интуитивная геометрия» отличается от «объективной». Сумма углов треугольника в градусном измерении составляет 180 градусов, в «альфа-метричном» измерении – 11 «углов альфа» («углом альфа» обозначается 1/22 доля окружности). По законам объективной  геометрии, если два угла треугольника «альфа-метричны» (то есть, кратны «углу альфа»), то и третий должен быть «альфа-метричен». На практике это правило часто нарушается, возможны случаи, когда два угла, измеренных «долями окружности» («альфа-розой») – «альфа-метричны», а третий – явно нет. Третий угол должен также измеряться, а не вычисляться по остаточному принципу. Если один угол «альфа-метричен», а два других – нет, противоречий не возникает, как и в случае, когда все углы «альфа-метричны» или все углы – не «альфа-метричны». При рассогласовании измеренного угла с вычисляемым предпочтение отдается измеренному углу. Это объясняется тем, что треугольники рисуются интуитивно, «от руки» (не по линейке и не с транспортиром) и они почти  никогда не получаются ровными! Главное внимание в данном случае необходимо уделять именно углам, а не ребрам треугольника, которые иногда своей кривизной нарушают геометрические закономерности. Люди, как правило, искривляют треугольники, как ни странно, в «лучшую сторону» - ближе к «альфа-метричности». Как показывает практика, большинство людей (до 60%) стараются нарисовать «одинаковые» треугольники – все пять одного типа и размера, и большинство из них – равнобедренные! Но строго равнобедренный треугольник  – не «альфа-метричен» (все углы по 60 градусов). «Альфа-метричен»  искривленный, «условно равнобедренный» треугольник. К нему и стремятся приблизить свои рисунки большинство респондентов. В данном тесте не анализируется типология треугольников как таковых, а вычисляется количество углов в точках перегиба при рисовании замкнутых  линий.

 

Уровень ноуменальности (количественную характеристику) можно соотносить с преобладающим типом личности (качественной характеристикой). Для этого удобно использовать «Психогеометрический тест» Деллингера (в нашей модификации). Респонденту предлагаются изображения шести геометрических фигур:  квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, точка, зигзаг, которые он должен ранжировать по интуитивным предпочтениям (Рис. 3). Интерпретация дается по первой фигуре в ранжировании, именно она определяет основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Сила влияния остальных  фигур убывает с увеличением порядкового номера. Последняя фигура указывает  на форму человека, взаимодействие с которым представляет наибольшие трудности.

Краткое описание типов (отмечены качества, важные с точки зрения связи с ноуменальностью):

«Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.

«Прямоугольники» - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

«Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.

«Зигзаги» - люди-творцы, с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления – синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.

«Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность – люди, их благополучие.

  «Точки» - люди, вникающие в суть дела, заглядывающие вглубь проблемы,  предпочитающие  «зрить в корень», а не рассуждать по пустякам, ищущие и находящие смысл если не во всем, то во многом, немногословные, сдержанные, интуитивные, ответственные.

 

 

Рис.2. Примеры треугольников, нарисованных испытуемыми в эксперименте по диагностике ноуменальности.

Рис. 3. Геометрические фигуры

 

В эмпирических исследованиях 2011 года студен­там-психологам 5 курса (64 чел., все жен.) было предложено субъективно оценить свои «психологические параметры» и нари­совать  треугольники произвольным образом. Процедура была повторно проведана через две недели в ситуации легкого стресса: перед сдачей зачета.

Общие тенденции заключались в следующем. Практически все испыту­емые нарисовали хотя бы один «альфа-метричный» угол (нулевое значение ноуменальности получено в единичном случае). Этот факт может служить до­казательством предположения, что все люди чувствительны к «альфа-метрич­ности» мира, и различаются лишь степенью ноуменальности. Большинство испытуемых пытались рисовать «равнобедренные треугольники», треуголь­ников с острыми и тупыми углами очень мало. Как правило, тип треугольников и их соразмерность в повторном эксперименте со­хранялись, что говорит о неслучайности «интуитивной геометрии».

В эмпирических исследованиях 2013 года проверялась гипотеза о связи ноуменальности с типом личности и субъективной оценкой   психологических параметров респондентов. В эксперименте приняло участие 68 человек в возрасте от 18 до 63 лет, 58 женщин и 10 мужчин (студенты-психологи и работающие граждане).

Результаты следующие.   Ноуменальных  людей (имеющих средний или высокий уровень ноуменальности) оказалось большинство.  Низкий уровень выявлен у 16 чел (24 %);  средний уровень - у 34 чел (50 %);  высокий уровень - у 18 чел (26 %).

Взаимосвязь с психологическими параметрами заключается в следующем: чем позитивнее  оценивает себя человек по большинству  параметров, тем более он ноуменален. Ноуменальность в большей степени связана с самочувствием (Спирмен=0.2105, Z=1.736, значимость=0.0412);  с настроением – только у мужчин (Спирмен= 0.7061, Z=2.205, значимость=0.0137); с самооценкой, саморегуляцией, самоорганизацией, работоспособностью значимость взаимосвязи не доказана.  Эти выводы в дальнейшем требуют проверки и уточнений, перспективы прежде всего связаны с использованием методик, адекватных для измерения психологических параметров,  список которых может варьироваться и уточняться.

О возможной  взаимосвязи  ноуменальности с типом личности можно сказать следующее. В выборке самым многочисленным типом оказался «круг» (28 человек, 41 %), что объяснимо тем, что большинство из респондентов – студенты-психологи. Из них большинство ноуменальны (10 человек, 35.7 %  «кругов» имеют высокий уровень ноуменальности, 12 человек, 42.9 %  - средний, - 6 человек, 21.4 % - низкий). Второе место по численной представленности в выборке занимают люди типа «зигзаг» (20 человек, 29%), Они  менее ноуменальны, чем «круги», но среди них также преобладают люди с высоким и средним уровнем ноуменальности (5 человек, 25 % «зигзагов» имеют высокий уровень, 8 человек, 40 % - средний, 7 человек, 35 % - низкий). Среди других типов личности явных приоритетов не выявлено ввиду их малой численной представленности в выборке.

Выявлены возрастные особенности. Тенденцией можно считать нарастание ноуменальности от молодого к среднему возрасту и убывание ее к старости.  Средние показатели коэфициента ноуменальности по возрастным группам следующие: 18-20 лет – КНср= 0.59; 21-24 года – КН ср= 0.62; 25-27 лет – КН ср= 0.73; 28-44 года – КН ср= 0.52; 53-63 года – КН ср= 0.42. Это можно объяснить тем, что молодые еще не умеют использовать свои ноуменальные способности в полную силу, а старые – теряют их, возможно в связи с состоянием здоровья, жизненными разочарованиями или в силу других причин. Наиболее ноуменальны люди среднего возраста; предположительно, более ноуменальны мужчины, чем женщины (КН(м)ср=0.61, КН(ж)ср=0.59, Ассари-Бредли=1138, Z=1.931, значимость=0.0267; Клотц=44.1, Z=-2.967, значимость=0.0015), однако, по результатам, полученным на  выборке, в которой преобладали женщины, утверждать этого пока нельзя.

 

Выводы.

  1. Измерение ноуменальности (синхронистичности) возможно с помощью «альфа-метрики» Тюрина-Авинского.
  2. Большинство людей ноуменальны.
  3. Из перечня психологических параметров (настроение, самочувствие, саморегуляция, самоорганизация, работоспособность, самооценка) ноуменальность в большей степени связана с самочувствием и настроением.
  4. Наиболее склонны к проявлению ноуменальности люди типа «круг» (доброжелательные, нацеленные на благополучие других).
  5. Наиболее ноуменальны люди среднего возраста, предположительно мужчины – более чем женщины.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авинский В.И. Альфа-метрика в поэзии Пушкина // Сознание и физическая реальность, № 3, 2002. ­­- С. 49-63.
  2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). - Томск, 2005.
  3. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. - М.: Новый хронограф, 2010.
  4. Сознание в актуальных измерениях: академический проект / Отв.ред. Г.В.Акопов, Т.В.Семенова. – Самара: ОФОРТ, 2010.
  5. Семенова Т.В. Ноуменальность как свойство психики // Тюрин-Авинский В.И. «Альфа-пенто» формат «Миро-Здания». – Самара: - Новая техника, 2011. - С. 43-46.
  6. Тюрин-Авинский В.И. Первозданный принцип альфа: причина и структура Мира // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Естественно-географический факультет. Вып. 7. - Самара, 2010. - С. 190-201.
  7. Тюрин-Авинский В.И. «Альфа-пенто» формат «Миро-Здания». – Самара: Новая техника, 2011.
  8. Тюрин-Авинский В.И. , Семенова (Иванова) Т.В. Восприятие структуры или структура восприятия // Сознание и физическая реальность. Том 4, № 2, 1999. - С. 22-26.
  9. Тюрин-Авинский В.И. , Семенова (Иванова) Т.В. Альфа-пентаструктура ментальности // Телескоп. Научный альманах. Вып. 2. – Самара: НТЦ,  2002. - С. 114-122.
  10. Тюрин-Авинский В.И. , Семенова (Иванова) Т.В. Ноуменальность и саморегуляция // Телескоп. Научный альманах. Вып. 4. Самара: НТЦ, 2003. - С. 149-165.
  11. Юнг К.Г. Синхронистичность. «Рефл-бук_Ваклер», 1997 /TakeLink.ru 2010-2013 гг.

 

Авторы:

Тюрин-Авинский Владимир Иванович, кандидат геолого-минералогических наук, зав. Сектором автоматизированных систем переработки геолого-геофизической информации Волжского отделения Института геологии и разработки горючих ископаемых, г.Самара;

E-mail: princip1122@gmail.com

 

Семенова (Иванова) Татьяна Вениаминовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, г. Самара.

E-mail: tatvensem@yandex.ru